Традиционный фестиваль «Территория кино» прошел в Калининградской области с 17 по 20 октября.
Ежегодно основу кинофорума составляют лучшие документальные фильмы, снятые за последние несколько лет в России и Германии, в том числе кинопремьеры, а также мастерская анимации, мастер-класс
по созданию документального кино, мультипликация, дебютные короткометражные фильмы и круглый стол.

В этом году фестивальными площадками стали Калининградский музей изобразительных искусств,
Историко-художественный музей, книжный клуб «Катарсис» и пространство «Гараж». Тема фестиваля
этого года - «Человек и время». Традиционно в программу были включены дебютные фильмы.
Среди гостей и участников «Территории кино» - известные режиссёры Фолькер Кёпп, Алина Рудницкая, Аннекатрин Хендель, Александр Марков, Бернд-Гюнтер Нам, а также молодые кинематографисты
Арьюн Талвар, Бигна Томшин и многие другие.

За четыре фестивальных дня зрители увидели фильм «Дух Баухауса», снятый немецкими режиссёрами Нильсом Болбринкером и Томасом Тильшем к 100-летнему юбилею легендарного художественного движения Баухаус. Также были представлены киноленты «Красота и быстротечность» немецкого режиссёра Аннекатрин Хендель, «Марина» Фолькера Кёппа о магической природе Балтики и о живущих там людях, немецко-швейцарский фильм о потерянном рае «Осла звали Жеронимо», смонтированный из советской документальной кинохроники, другие фильмы.

Одним из мероприятий фестиваля стал Public Talk «Авторское неигровое кино сегодня» с гостями
и участниками фестиваля. Модератор встречи — известный российский кинокритик и киновед
Евгений Майзель. На встрече обсуждались вопросы о современном документальном кино, востребованности авторских фильмов. Среди гостей и участников открытой встречи были: Фолькер Кёпп, Алина Рудницкая, Аннекатрин Хендель, Александр Марков, Бернд-Гюнтер Нам, а также молодые кинематографисты Бигна Томшин и Арьюн Талвар, выпускники Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова: Наталья Касьянова, Зося Родкевич и Евгения Останина,
польский режиссёр, кинопродюсер и сценарист Кристине Езёр, художник-мультипликатор Владислав Олейник, сценарист и руководитель Киномастерской Киля Арне Зоммер, основатели культового берлинского кинотеатра «Крокодил» Дебора Фиора, Габриель Хагени и другие.
Мероприятие прошло при поддержке АНО «Фестивальная дирекция».

Евгений Майзель — редактор и автор журнала «Искусство кино», шеф-редактор old.kinoart.ru. Он преподает в Московской школе нового кино. Приглашенный лектор в Московской школе кино, Санкт-Петербургской школе нового кино и в других вузах. Куратор киношколы «Содружество», отборщик международных фестивалей, член Гильдии киноведов и кинокритиков. 

В рамках открытой встречи нам удалось спросить Евгения о ситуации развития кинокритики и киноведения в России, как существующей формы углубленного знакомства с кинематографом и его оценки: 
"Ситуация с кинокритикой, может быть, лучше, чем с киноведением, поскольку существует какое-то количество СМИ, хотя для России оно очень небольшое, где кинокритик может найти работу. Ситуация
с киноведением очень трудная, практически катастрофическая, поскольку сейчас, к сожалению, государство никак не демонстрирует интерес к этой области знания, что очень печально, потому что киноведение
в России традиционно было достаточно развитым направлением." 

Поскольку сфера кинокритики и киноведения довольно сложная область,
мы попросили Евгения разъяснить различия этих специальностей: 
"Кинокритика занимается, как правило, текущим кинопроцессом — она отслеживает фильмы, которые выходят в прокат, которые показываются на фестивалях, и в экспресс-режиме на эти фильмы реагирует. Киноведение же занимается кино как знанием, как концептуальной областью смысла, которая имеет свою историю, свою эстетику, какие-то свои феномены, которые можно анализировать."

Для заинтересованных людей, которые хотели бы знакомится с данными направлениями,
как формами искусства, Евгений дал несколько советов: 
"Если это действительно становится интересно, то стоит начать с чтения всего, что может попасться под руку, касательно выбранной тематики. К счастью, интернет, библиотеки и различные архивы позволяют найти большое количество книг, которые образуют классику киноведения и содержат основные теоретические тексты. Все начинается с литературы. И если говорить о сравнительно современной книге, которая суммирует подходы к изучению и знания прошлых эпох, и предлагает свой навигатор в ориентации
в выбранной области, я бы порекомендовал текст «Теория кино» Томаса Эльзессера и Мальте Хагенера.
Они предлагают свою историю теории кино и дальше, уже ориентируясь в эпохах кинематографа
с первых лет кино до сегодняшнего дня, человек уже может дальше ориентироваться,
искать, разбираться с областью, которая ему интересна."


Так же Евгений поделился радостью от посещения нашего города и участия в фестивале:
"Я очень рад, что приехал в Калининград, я в этом городе в первый раз и мне очень нравится. Я рад,
что есть какая-то культурная институция, которая работает с местным министерством культуры,
и из этого сотрудничества оказалось возможным провести данный фестиваль в альянсе с Немецким фондом,
с Гете институтом — данные коллаборации необходимо всячески приветствовать,
они поддерживают международные контакты, что на мой взгляд очень важно."     

Закрытие фестиваля состоялось в воскресенье, 20 октября, киноработой Алины Рудницкой «Фатеич и море» о человеке, живущем на затерянном в Японском море необитаемом острове
в неразрывной связи с окружающим его миром.

Церемонию закрытия посетил министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.
"Поздравляю организаторов фестиваля с отлично проделанной работой. Я слышал только восторженные и позитивные отклики. Спасибо не только за фильмы, но и за мастер-классы - за ту параллельную работу, которая шла вместе с фестивалем. Это тоже очень важная составляющая этого события",
- отметил руководитель ведомства.