X Российско-итальянский кинофестиваль RIFF пройдёт в Калининграде
16.04.2024В Калининградской области стартовали съёмки военной драмы «Василий Тёркин»
23.04.2024В минувшую пятницу, 19 апреля, в рамках шестого Балтийского культурного форума, АНО «Фестивальная дирекция» на площадке театра эстрады «Янтарь-холл» в очередной раз организовала киносекцию. В этом году темой открытой дискуссии стала «Региональные киноиндустрии: формула успеха».
На встрече собрались министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Викторович Ермак, директор АНО «Фестивальная дирекция» и заместитель председателя кинокомиссии Калининградской области Ольга Акопова, директор по контентной политике видеосервиса Wink Александр Косарим, генеральный директор АО «Телекомпания НТВ» Алексей Земский, генеральный директор кинокомпании «Всемирные Русские Студии» Юрий Сапронов, член Общественного совета при комитете культуры Государственной Думы, режиссёр Александра Франк, руководитель Чемпионата «АртМастерс Регионы», проректор Института развития профессионального образования Министерства Просвещения РФ Иоанн Клиндухов и продюсер, дистрибьютор, гендиректор кинокомпании HHG Владислав Пастернак.
Основная повестка, обсуждаемая за круглым столом, была нацелена на пути решения проблем, связанных с индустрией кино на региональном уровне. Александр Косарим презентовал динамику роста качества контента на онлайн-платформах. Представляя стратегию развития видеосервиса Wink, Александр отметил, что «королём киноиндустрии являлся и всегда будет являться контент, а оригинальный контент — король королей и это основной инструмент развития любого видеосервиса». В 2023 году видеосервис Wink выпустил на 26% больше проектов, чем годом ранее. Также Александр отметил, что на сегодняшний день технологически видеосервисы находятся почти на одном уровне развития, а через несколько лет и вовсе будут идентичны друг другу по техническим характеристикам.
«Необходимо подчеркнуть, что топовые флагманские проекты Wink активно снимаются в регионах, в том числе, одним из основных маркером привлечения в регион кинокомпаний является система рибейтов. Принимающие съёмочную команду регионы хорошо подготовлены с точки зрения второго состава съёмочной группы, подготовки локаций к съёмкам. Это видно по таким хитам, как сериал «Слово пацана», который снимался в Ярославле, второй по значимости проект «ГДР» снимался в Калининграде, по крайне мере наибольшая его часть, проект «Челюскин», который вы вскоре увидите, снимался в Мурманской и Архангельской областях, а также на Чукотке и проект «Плакса», полностью снимавшийся в городе Сочи», — отметил Александр Косарим. На вопрос каким образом выбирается тот или иной проект на видеосервис, Александр отметил экспертный совет «НМГ Студии», в состав которого входят авторитетные режиссёры и продюсеры, такие как Фёдор Бондарчук и Жора Крыжовников, рассматривающие сценарии, заявки и отбирающие потенциально перспективные проекты.
Юрий Сапронов, как генеральный продюсер сериала «ГДР», отметил свободу творчества при работе с телекомпанией НТВ и видеосервисом Wink: «У нас не было заказа показать переломный период в нашей истории по каким-то лекалам сверху. То, что мы показали и как — наше видение и в крайнем случае полностью наша ответственность». Следующий блокбастер, представленный Юрием, проект «Югославия» о печальных событиях 1999 года. По мнению Юрия, стоимость производства кино в Калининградской области довольно высокая, на одном уровне с Московской областью, а в другом регионе России, где также присутствует система рибейтов, снять проект куда дешевле. На что генеральный директор АО «Телекомпания НТВ» Алексей Земский напомнил о медиаинфляции. «Стоимость разработки проекта за последний год увеличилась минимум на 35-40%, а медиадоходы увеличились всего на 12%. Инфляция присутствует во всех регионах и да, затраты участников кинопроцесса напрямую связаны с инфляцией по стране в целом».
«Буквально за одни сутки пребывания в Калининградской области, я увидел огромное количество локаций, идеально подходящих под самые разные кинопроекты. Но при создании кино на первом месте всё-таки стоят локации и радушный приём, а на самом деле первостепенна инфраструктура. Место съёмок должно технологично отвечать запросам творцов. Сегодня оператору понадобится пять объективов, а завтра, условно, в три раза больше», – отметил Алексей Земский. На сегодняшний день кинокомиссия Калининградской области прорабатывает запрос от кинопроизводителей на выделение субсидии на закупку технического оборудования и после согласования и конечного утверждения, проблема с предоставлением техники съёмочным командам как приезжим, так и специалистам Калининградской области, может быть решена.
Руководитель Чемпионата «АртМастерс Регионы» и проректор Института развития профессионального образования Министерства Просвещения РФ Иоанн Клиндухов рассказал о направлениях их института для подготовки кадров для киноиндустрии. «Последние семь лет мы разрабатывали стандарт для колледжей кино- и телепроизводства СПО. Институты высшего кинообразования довольно ревностно относятся к нашей инициативе, так как мы готовим таких профессионалов как помощник режиссёра, второй режиссёр, видеооператор, видеомонтажёр и звукорежиисёр кино и медиа. На базе 9 классов, к нам поступают ребята на общую широкую специальность и затем, в процессе, мы делим их на группы более узких специальностей. Мы в силах сформировать базу качественно подготовленных киноспециалистов в Калининградской области, в том числе, оснастить региональные образовательные институции необходимым оборудованием для практического обучения. В том числе, предоставить возможность использовать данное оборудование кинокомпаниям, приезжающих сюда снимать проекты. Но, разумеется, при условии стажировки наших учеников на съёмочной площадке».
Режиссёр и член Общественного совета при комитете культуры Государственной Думы Александра Франк также отметила необходимость кадровой подготовки в регионах. «Мы постоянно обсуждаем в комитете культуры Государственной Думы бюджеты на развитие регионального кинематографа. Думаю, стоит отдельное внимание акцентировать на кадровой подготовке. Обучение на уровне предоставления высшего образования, организация дополнительных мастер-классов и регулярное повышение квалификации уже сформировавшихся специалистов».
Завершил дискуссию министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак: «Не важно, кино про Калининградскую область или про какую-либо другую, если проект действительно хороший, он имеет полное право на зелёный свет. Имеет право претендовать на региональную поддержку, на выход в широкий прокат, выход на топовые онлайн-платформы. Рибейт – больше рекламная вещь, заманивающая на съёмки в регион и эта система уже отлажена. На рибейте останавливаться не нужно. Необходимо двигаться вперёд, развивать то, ради чего и создавался рибейт – подготовка высококлассных кадров, чем собственно мы активно и занимаемся. Совместно с Фондом поддержки предпринимательства есть задумка создать льготный кредит с низкой процентной ставкой как раз под нужды технологического обустройства съёмочной группы. Как нашей, региональной, так и приезжей».
Ольга Акопова, заместитель председателя региональной кинокомиссии, также рассказала о том, что рассматривается возможность предоставления рибейта для местных производителей киноконтента.
В завершении дискуссии все участники круглого стола подчеркнули доброжелательность Калининградской области, как принимающей стороны специалистов кинокомпаний и профессионализм калининградских артистов массовых сцен, гримёров, локейшн-менеджеров и других. После киносекции состоялся показ фильма «ОН+ОНА» (16+) режиссёра Александры Франк в кинотеатре «Синема-холл» собравший, как и всегда, полный зрительский зал.
Благодарим за поддержку и активное участие Министерство по культуре и туризму Калининградской области и театр эстрады «Янтарь-холл».
ФОТО: АНО «ФЕСТИВАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ», КИНОКОМИССИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ